Гора Большой Камень (Уфалей)

Каждую весну я составляю список маршрутов на лето, причем стараюсь, чтоб мои путешествия были разноплановые по продолжительности, способу передвижения и объектам посещения. Короткие, на два-три дня, длинные на неделю и больше, к озерам и рекам, горам и скалам, на лодке, пешком, на велосипеде... Удобно, когда вся необходимая информация уже есть, и надо только выбрать, куда направиться в свободное время. Вот и этот объект ждал меня уже несколько лет, и наконец, дошла очередь и до него.

Маршрут на гору Большой Камень сложностью не отличается, так как место прямо рядом с городком Верхний Уфалей, и пойти туда может любой человек, даже без подготовки. Но, к моему удивлению, гора оказалась намного интереснее, чем я ожидал. И высота скал, и их форма, и виды с вершины позволяют занести эту гору в число других достопримечательностей на моем сайте и представляющих интерес для других туристов.

Теперь о самой горе - она находится примерно в трех с половиной километрах от железнодорожной станции Верхний Уфалей, ее высота 570 метров над уровнем моря. На горе есть несколько довольно высоких и крутых скальных выступов до 20 метров высотой, практически на все из них можно забраться и полюбоваться окрестными лесами. Видно оттуда и Верхний Уфалей, и поселок Черемшанка, и Черемшанские карьеры. Скалы протянулись метров на пятьсот.

В одной из скал есть небольшая пещерка, не слишком интересная, пригодная лишь для того, что спрятаться в ней от дождя. С восточной стороны скалы более обрывистые, и под ними находится обширная поляна, видимо, на месте вырубки. Каких-то благоустроенных стоянок нет, но мест для установки палатки предостаточно. На полянах у вершины горы летом множество цветов, в том числе и редкие, вроде сибирского василька и лесных лилий-саранок. Гора Большой Камень имеет статус памятника природы.

Неожиданно Большой Камень, часть 1

Гора Большой Камень находится недалеко от города Верхний Уфалей, маршрут сюда я разработал уже давно, и вот пришел удобный момент его реализовать. Занимает он всего два дня, потому что идти до скал всего пять километров. То, что походик короткий, хорошо, лето-то у нас на Урале снова выдалось дождливым, так что больше двух дней сухих найти затруднительно. Вот и отправился я в начале июля на эту горушку. Когда собирал рюкзак вечером накануне, опять забыл, как засовываются алюминиевые опоры системы Х, полчаса бился, так и сяк их вертел, но все же нашел правильное положение.

Расписание электричек было не удобным. В ту сторону еще ладно, в 9.40 отправление, в 12.30 прибытие. А вот обратно только в 14.10 идет электричка - ни к селу, ни к городу. Выходить придется рано, полдня пропадает. Что делать, направление не популярное, народу ездит немного. Так то за день можно всю гору обойти, но расписание электричек не позволяет, а на два дня - нормально.

Утром встал в семь часов, на сборы было два часа, можно не спешить. Успел и зарядку, и душ, и завтрак. Надел рюкзак, который получился не тяжелым, поклажи мало - палатка, летний спальник, сланцы, термос, еда на пару дней, да бутылочка воды. Погода с утра была хорошая, небо синее, но постепенно набежало много облаков, и двигались они с большой скоростью.

В метро ждал паровоз довольно долго. Стал опасаться, что могу и опоздать на электричку... Приехал я в 9.39, по моим расчетам осталось всего 9 минут до отправления, а надо же еще билеты купить и до вагона добежать. Стал я двигаться активнее.

В 9.41 купил билет у кассира возле входа и быстрым шагом двинулся к платформе. У табло притормозил, глянул, на каком пути поезд, и оторопел - платформа 7, самая дальняя, а отправление-то не в 9.49, как я думал, а в 9.43! Чувствую, не успею. Насколько возможно, побежал с рюкзаком к перрону. Взбежал по лестнице, боясь не увидеть поезда вообще. Думаю, если опоздаю, поеду на ближайшей электричке куда-нибудь в другое место... Но гляжу - стоит мой поезд, не ушел еще. Метра два осталось до вагона - и о-па, двери закрылись. Но видимо, машинист увидел, что безумный турист с рюкзаком выскочил из тоннеля, и двери снова открыл. Я с облегчением забрался в вагон.

Подумал еще, что раз здесь повезло, то и с погодой, может, повезет, обойдет меня дождик стороной. А еще на будущее решил запомнить, что не стоит долго копаться со сборами, даже если времени предостаточно. Ну, и конечно, поточнее смотреть расписание. В вагоне было чисто, сидения обиты тканью. Я устроился, и сел отдышаться - скакал-то быстро.

На остановке Первомайская в вагон зашел Денис, мы иногда вместе по лесам ходили. Как всегда он был с пакетом в руке - никак у него все не влезает в рюкзак, хоть и 90 литров. Он собрался тоже до Уфалея, а там на Шихан. Стал меня агитировать, но я понимал, что туда два дня - слишком мало, да еще в нестабильную погоду... Постепенно за несколько остановок вагон заполнился садоводами, вошла и компания молодежи с маленькими рюкзачками. Я потом у них спросил, куда направляются - сказали, что на Шихан. Вот мы проехали Кладовку, Коркодин, Полдневую... Везде я уже бывал.

В Верхнем Уфалее вышли - жарко и душно. На платформе заметили, что исчез симпатичный деревянный паровозик, который видели в прошлый раз. Зато в другом месте появилась композиция с теремком, мельницей и паровозиком, но не понятно, тот переставили, или другой сделали...

На привокзальной площади стояла куча машин с водителями - частные такси. Денис сразу направился к ним, спросил, сколько будет стоить поездка до Силача. Ему назвали безумную цифру, но товарищ с ценами не знаком, потому согласился, решил ехать на машине, а не ждать 2 часа электричку, хоть это и в десять раз дешевле. Я зашел в магазин, купил воды, чтоб питья и на завтра хватило. Взял еще сладкий пирожок на перекус. И зашагал в обратном направлении, до вагона, и на Красный Камень.

Замечу, что есть в этих краях еще один Красный Камень, гораздо побольше, до него нужно идти со станции Коркодин. Кому интересно, переходите по ссылке. Там у нас получилось очень необычное путешествие, мы и от клещей отбивались, и с пожаром лесным боролись, и избушки лесные посетили, в общем, настоящее приключение. Но вернемся в Уфалей...

Компания ребят в ожидании электрички решила тоже подняться на эту гору, и теперь они шли рядом, в ту же сторону, что и я. У зеленого вагончика в конце станции я сделал пару снимков, и свернул на тропинку на гору Красная. Дул достаточно сильный ветер, приятно охлаждая и отгоняя насекомых. Вскоре тропа затерялась на травянистом склоне. По пути я несколько раз останавливался полюбоваться окрестностями, поснимать и передохнуть.

Со склона открывались отличные виды на городской пруд, на Верхний Уфалей и леса за ним, на бело-голубой храм на одной из улиц, на железнодорожные пути с составами, старое кирпичное депо и станцию, на какой-то завод с высокими трубами. Надо всей этой мирной картиной раскинулось небо с живописными быстро бегущими облаками. На вершине горы, поросшей невысокой травкой, стояла вышка, обвешанная всякими антеннами и тарелками, рядом маленький домик, служебный, наверное. Внизу на склонах росли молоденькие пушистые сосенки.

А мой телефон здесь уже не ловил, видимо, Челябинская область, и Мотива здесь нет. Так что я его выключил, чтоб не разряжался. Постоял на горе, поглядел на окрестности, и стал спускаться по противоположному склону. Там шла дорога к вышке на вершине, по ней я и шел. Внизу вышел на улицу Северная, и увидел колонку, где сполоснул руки. А потом двинулся налево по этой улице, отметив еще одну колонку - можно перед походом на Большой Камень здесь воду набирать, а то на горе никаких источников нет.

Через несколько домов окраина кончилась, и дорога пошла в лес. Вообще их было две, одна ниже, другая выше. Я шел по нижней, решив, что потом они соединятся. Как только вошел в лес, прямо у дороги, и даже на ней, стали попадаться маслята. Я сделал привал, глотнул водички, и надел куртку и штаны, несмотря на ветер, появились комары, в шортах стало некомфортно. Заодно штаны заправил в носки и побрызгал от клещей. Зашагал дальше, по пути рассказывая в диктофон о событиях дня.

Дорога была довольно слабо выражена, просто колея, да еще все время она раздваивалась, растраивалась, потом снова сходилась... Приходилось быть внимательным, ориентируясь на выбранное направление. Неожиданно в полуметре от моей ноги я увидел птенца дрозда. Он, кажется, спал, сидя в колее и засунув голову под крыло. То ли выпал из гнезда, то ли родители его бросили, непонятно. Я чуть не наступил на него. Заметил только потому, что он, когда я шагнул, чуть шевельнул головой.

Я сфотографировал пичужку. Он задрал головенку вверх и уставился на меня, и как только я наклонился к нему с фотоаппаратом, широко раскрыл желтый клюв, и запищал. Может, думал, что я его сейчас покормлю, а может, напугать хотел. И вот, когда я разгибался, он клюв зарывал, как наклонялся - снова разевал. Я хотел присесть, чтобы еще с боку его снять, но умный птичка понял, что кормить его я не стану, и с писком побежал вперед по колее, спотыкаясь и иногда падая. А мне ведь идти-то в ту же сторону, вот он и бежит прямо передо мной, а свернуть в травку не догадывается. Чтобы его не пугать, я его просто обогнал, а то еще ноги себе переломает. Тут он и спрятался, наконец, под кустик.

Я зашагал дальше, и скоро вышел у небольшой, но крутой горки, на просеку. Там проходила ЛЭП. И вот там я нашел странную вещь - пластиковая ручка, а из нее выдвигается суставчатый металлический стержень. У его основания - кнопочка имеется. Я так понял, что это сломанная селфи-палка. Было смешно найти ее в таком месте. Взял ее с собой - она легкая, и пригодится в лесу паутину перед собой сбивать.

Дорога стала забирать все выше, все круче. Кстати, в дождливую погоду ходить здесь неудобно - земляное покрытие становится скользким, да и трава тоже. Лес вокруг был смешанный, но, чем выше я поднимался, тем больше было берез. На одной, как диковинные белые цветы, во все стороны торчали по стволу тонкие пластинки грибов. Сквозь деревья показались скалы, и я понял, что уже пришел. Так что по лесу идти всего пару километров. Была жара, в одежде я запарился, тем более круто в горку. Так что шел я медленно.

Уже рядом со скалами меня догнали люди - молодой парень с грудным ребенком на руках, девушка, жена наверное, и маленькая девочка лет четырех-пяти. Подкрались как-то незаметно. Рюкзаков у них не было, видно, просто прогуляться до Большого Камня решили. Парень спросил, не по левой ли дороге я шел, и можно ли там проехать на машине. Я ответил, что смотря какая машина. Он сказал, что они ехали по правой, и машина застряла там в колее, так что они решили дойти сюда пешком. На вершину мы пришли почти одновременно.

Все подходы к скальным вершинам заросли густой пышной травой, в которой пестрели самые разные цветы: ярко-розовые гвоздики, пятнистые лилии-саранки с загнутыми вверх лепестками, фиолетовые метелки мышиного горошка, белые зонтики тысячелистника, нежные голубые незабудки, вездесущие желтые лютики, и еще множество цветов, названий которых я не знаю. Особенно интересный вид был у сибирского василька, совершенно белые косматые лепестки, словно легкие перышки. Где-то там из травы прямо из-под ног выпрыгнула крупная лягушка.

Сами скалы высотой с 4-5 этажный дом кое-где возвышались над деревьями. Вблизи стало видно, что они образуют отвесную стену, довольно внушительную. Дальше влево виднелась еще группа скал, повыше. Вышел я к месту, где лежало несколько бревен, на которых можно посидеть, и прошел дальше влево. Там обнаружилась относительно ровная каменистая площадка, подходящая для привала. Было уже около двух часов. Я скинул рюкзак и куртку, и присел отдохнуть.

Здесь постоянно дул сильный ветер, под ним я быстро проветрился. Достал еду, пообедал курицей с картошкой, вот только обнаружилось, что хлеб дома оставил. На стол мне его не выложили, а сам я не вспомнил. Ну, еды и так было достаточно, так что не страшно. Посидел еще, давая возможность спине и ногам прийти в норму. В это время люди, которые подошли вместе со мной, уже стали собираться обратно. Парень поднялся на скалы, там сделал несколько фотографий, и все. Говорят - ну все, до свидания, мы пошли обратно. Я удивился, что так мало они здесь пробыли, а парень сказал, что сюда приближается туча, может начаться дождь, поэтому они и уходят.

Я влез на скалу, чтобы глянуть на небо. Оно уже было затянуто, и невдалеке было видно, как из большой тучи идет дождь. Но я предположил, что эти дождевые тучи обойдут гору. Я спустился, на всякий случай достал зонт и пакет, чтобы укрыть рюкзак. Надо было определяться, где буду ставить палатку. Надел рюкзак, и пошел искать ровное место, здесь-то ничего подходящего не было. Прошел метров сто вдоль скал, решил рюкзак снять, а то неудобно с ним ходить.

Двинулся дальше, и чуть не наступил на змею, которая свернувшись клубком, лежала на дороге. Нога моя прошла в 10 сантиметрах от черной рептилии, она спокойно могла меня тяпнуть, но не стала - сама обалдела от неожиданности. Помешал я ей греться на камушках. С этой стороны ничего хорошего я не нашел, вернулся, взял рюкзак, и снова пришел к самой высокой из вершин. Надо было пройти теперь в другую сторону - но там тоже ничего. Ладно, палатку ставить я пока не собирался, мне еще хотелось обойти скалы по кругу, сделать их фото и снизу тоже, но ближе к вечеру, а то сейчас погода пасмурная, снимки получатся тусклые.

На центральной полянке я снял рюкзак и прилег отдохнуть и разглядеть скалы получше. Камни лежали пластами, как слои в пироге. Вокруг летала бодрая бесстрашная трясогузка, приближаясь ко мне метра на два. Сверху пролетали черные вороны. И справа, и слева от горы шли дожди, а здесь было сухо. В этом месте было очень спокойно, хоть и Верхний Уфалей недалеко. Сочная зелень радовала глаз. Хорошо здесь размышлялось. Вот только ветер был уж очень прохладный, почти как осенью.

В ожидании улучшения погоды, я то поднимался посидеть на вершину и понаблюдать за движением облаков, то спускался побыть на полянке. Наверху долго не просидишь - холодный ветер не даст. В какой-то момент даже появилась мельчайшая морось, и сгустился сумрак. Я спустился в очередной раз, перенес рюкзак под березы, чтоб не мок, а сам сел на чурбачок.

Но вот непогода закончилась, основные тучи прошли, и небо начало проясняться. Было около шести вечера. Настала пора действовать. Я решил обойти полностью всю скальную гряду, посмотреть, откуда хорошие виды. Рюкзак спрятал в папоротнике подальше от тропы. С собой взял только сумку с фотоаппаратом, и пошел против часовой стрелки, рассчитывая за час пройти этот круг.

Скалы были разбиты примерно на три условные группы - одна, самая крутая и самая высокая, слева от нее маленькая скала, затем провал, и третья скала, центральная, довольно высокая, на ней установлен тур, железобетонный блок с металлической трубой. На него удобно забираться. Вообще вся гряда Большого Камня была похожа на Юрьев Камень под Нижним Тагилом. Здесь тоже с одной стороны можно на скалы подняться, а с другой - отвесная стена над большой бывшей вырубкой, поросшей молодыми березками и ольховником.

По верхней тропе, у подножья скал, росло огромное множество цветов - мелкие, с булавочную головку, крупные, синие, красные, белые, сиреневые. Это немного затрудняло движение - приходилось смотреть, куда ставить ноги, чтобы не потоптать это великолепие. Зато воздух от них очень ароматный и приятный.

Прошел я вперед метров на 500, больших скал там уже не было, но обрыв сохранялся. Сверху было видно что-то вроде небольшого поля, и на нем стоят рогатины для держания сена. Дальше я спустился ниже, завернул налево, вышел на поляну, и пошел к скалам с другой стороны, где вырубка. Вид оттуда был не очень, потому что у подножья скал росли уже большие деревья, которые не стали рубить, и они закрывают основную часть стены. К этому времени небо расчистилось, выглядывало солнце, бежали облака.

Идти внизу было нелегко, трава очень густая, примерно по колено, а под ней скрывались камни и поваленные бревна, можно и ноги поломать. Надо было двигаться внимательно. Дошел я почти до самого начала гряды, и увидел между скал ложбинку, по которой можно было подняться на другую сторону. Решил так и сделать, поскольку все равно почти замкнул круг. А вообще-то длина этого скального хребта примерно с километр.

Поднялся я по тропе на западный склон, где основная дорожка, и пошел в сторону от Уфалея и от своей стоянки. Хотел посмотреть, надо ли мне завтра идти на другой конец гряды, есть ли там что-то интересное для фотографии. Пока ходил, небо опять заволокло облаками, так что фото на закате сделать не вышло. Поднимался я еще на более мелкие вершинки, дошел до конца, дальше шло понижение, тропа вела на Черемшанку. Пора было возвращаться, и так полтора часа бродил, уже почти восемь вечера, а мне еще палатку ставить.

Всего я прошел за сегодняшний день километров восемь. Пять от Уфалея до горы, и потом три - вокруг скал. Прошел мимо таблички, где была надпись с просьбой к туристам не оставлять мусор и беречь природу. А рядом куда-то тропинка. Я прошел по ней, увидел костровище, и впадину между невысокими скалами. Тропа вела туда. И вот там обнаружилась маленькая пещерка, выходила она не на склон, а именно в ложбинку. Так что, глядя на скалы со стороны, ее не увидишь.

Глубиной она была метров пять, после первых двух метров сужалась. Стены ее были закопченными и с множеством надписей типа "Здесь был Вася". Изнутри веяло сыростью. От пещерки я вернулся за своими вещами, и принес их к скале с бетонным блоком на вершине. Мне уже было жарко, я же оделся в штаны, куртку и накомарник. Теперь все это снял, налил себе чаю, съел на ужин несколько пирожков. Передохнул. Пока сидел, ко мне опять подлетела трясогузка, причем с совершенно явным желанием рассмотреть получше, кто это пришел. Она присела на камень рядом и прямо-таки таращилась на меня.

На небе ситуация опять поменялась - надо мной и к западу просто бежали облака, а вот на востоке тянулись низко над лесом темные дождевые тучи. И часть их приближалась ко мне. Пришлось скорее ставить палатку, а торопиться было непросто - ступни, расслабившись на отдыхе, теперь отзывались болезненными ощущениями при каждом шаге, а коленки им поддакивали.

Я выбрал маленький пятачок 5 на 2 метра, здесь между костровищем и камнем было относительно ровно, вот я и поставил палатку. Все вещи затащил прямо внутрь - когда один, места там достаточно и для рюкзака. Сел на пороге, обтерся весь влажными салфетками, освежился немного. Достал спальник, улегся в него, и стал читать журнальчик. Как раз в это время и мелкий дождик по тенту зашуршал. Хотя было еще рано, но снаружи стало уж больно неуютно - сыро, холодный ветер. Так что решил я попить чаю в палатке, да и лечь спать пораньше. Лелеял надежду, что завтра погода будет лучше, и я смогу сделать хорошие снимки.

Примерно в половине одиннадцатого вечера я еще разок выглянул, посмотреть, не улучшилась ли погода. Нет, не улучшилась. С тем и заснул. Ночь прошла спокойно и хорошо. Лежать было удобно, мягко на травке.

Продолжение рассказа о поездке в Уфалей на гору Большой Камень

Как добраться до горы Большой Камень

Так как Большой Камень находится рядом с городом Верхний Уфалей, то понятно, что сначала нужно добраться до него на электричке, машине, или автобусе. А уже от Уфалея пешком. От вокзала нужно идти налево, в сторону Екатеринбурга, дойти по дороге до зеленого вагона, установленного на постамент, его знают все жители. От него поворачивать в гору Красная, идти по склону вверх, к вышке сотовой связи. С вершины открывается прекрасный вид на город, Уфалейский пруд, леса и частный сектор.

От вышки идет вниз, на другую сторону горы грунтовая дорога. По ней Вы попадете на окраину, в частный сектор, там поворачиваете налево, и в лес. В лесу дорога часто раздваивается и петляет, чтобы не заблудиться, надо либо все время держать прямое направление, либо иметь при себе компас или навигатор. Этот путь самый удобный и короткий, около трех с половиной километров от станции до подножья скал.

Обратно можно идти или тем же путем, или перевалив по тропе через вершину горы Большой Камень в сторону поселка Черемшанка, с горы его видно. А уже оттуда уехать на электричке. Сложность только в том, что на этой станции поезд стоит всего 1 минуту.

И кстати, тот "дом, похожий на замок с башенками", который я заметил с горы, как потом я узнал, принадлежит одному довольно известному человеку, я в детстве с его братом дружил. Весьма было неожиданно для меня...

Карта горы Большой Камень и окрестностей Уфалея

Гора Большой Камень - фотографии

На вечной стоянке
Вокзал Уфалея
Центральная часть города Верхний Уфалей
Птенец дрозда, который убегал от меня по дороге
В этой скале справа - пещера
Скалы горы Большой Камень
Пещера в скале
называется почему-то "Пугачевская"
Одна из скал на горе
Вид на скалы с востока
По зарослям ходить не просто, но кадр эффектный...
Вид на Уфалей со скалы
Скальные вершины горы Большой Камень
Вдали - Черемшанка, справа видны карьеры
Тур на вершине скалы
У подножия этой скалы
я нашел место для палатки